6.09 — Духовная жизнь Семилук и Рамонской земли
О Русь, летящая над Доном,
я красотой твоей томим, я очарован,
околдован волшебным именем твоим!
В.М. Сидоров
Храмы Подонья – забытые и воссозданные… Они свидетели истории и символы нескончаемой веры нашего народа. Какие они, что за жизнью живут рядом с могучей русской рекой Дон? Три храма, о которых пойдёт речь, находятся недалеко друг от друга и названы в честь одного из самых почитаемых верующимипраздника Богоявления. Рассказывают, что раньше чудесный колокольный звон всех трёх храмов разливался по округе. Место это окутано множеством тайн и легенд. Невозможно пересказать всё, что рассказывают местные жители, но одну историю поведаем… Жили-были три брата помещика в трёх соседних деревнях. И решили они построить в этих деревнях по храму. И построили. И в день окончания строительства последнего Богоявленского, когда зазвонили колокола на всех трёх храмах, забил в лесу источник! И назвали этот источник Трехзвонный. Очень красивая история, но к сожалению не нашла в открытых источниках никаких подтверждений этому событию, а источник до сих пор есть в лесу неподалёку от храма.
Первым посетим Свято-Богоявленский Храм в селе Терновое, которое до революции было родовым имением семьи Лосевых. Село было основано в 16 веке, а в 1613 году – разорено татарами. Позже была построена деревянная церковь, а в 1769 г. на её месте отстроили каменный храм в стиле барокко сприделами во имя Димитрия Ростовского (правый) и Николая Чудотворца (левый). Храм и село расположены на высоком берегу реки с чудесным названием Ведуга, она петляет среди холмов с полями и лесом.
Далее отправимся в Николо-Богоявленский храм в селе Богоявленка Семилукского района. Он поражает своей величиной – двухэтажная церковь, внешне напоминающая ладью, на фоне небольшого поселения смотрится грандиозно, а сверкающие на солнце золотые купола видны за несколько километров. Передающиеся от поколения к поколению предания гласят, что место, на котором выросло село Богоявленка, было выбрано Господом. В 1669 году на берегу реки Трещёвки произошло явление иконы, после чего здесь образовалось поселение. Чуть позже началось строительство первого деревянного храма, который был освящён в честь Богоявления Господня. Ещё через 50 с лишним лет на его месте воздвигли каменную церковь. Храм в селе Богоявленка интересен не только своей историей, но и как объект архитектуры. В нашей стране было всего три храма, построенных по такому проекту: один – на Урале, другой – на Волге. Оба были трагически утрачены.
«Заждался» нас Храм Святой Великомученицы Параскевы Пятницы– главное украшение Рамонского села Хвощеватка. Его мы тоже посетим. Большой, краснокирпичный, с золотисто-зелёными куполами, он стоит на высоком берегу Дона. Это выдающийся, далеко не рядовой как по размерам, так и по архитектуре, созданный по оригинальному проекту, храм. Во всём виден яркий уклон в русский стиль: и в пятиглавой композиции храмовой части, и в богатом кирпичном декоре, подражающем старорусской, средневековой архитектуре. Многочисленными кокошниками оформлены и храмовая часть, и трапезная, и колокольня. С западной стороны при колокольне – парадное крыльцо с большим порталом. Внутри храм отличался богатым убранством.
Св. Пятницкий Источник в народе зовётся «семь ручьев». Изумительное место! Под крутым холмом, на котором высится храм, благоустроены семь родников, сливающиеся в один живительный Семиструйный источник (полезные свойства воды подтверждены научными исследованиями). На источнике оборудована купель. Отмечено множество случаев исцеления у этого источника. Ждёт нас ещё одна диковинка – Музей деревенской жизни «Гостеприимный Дом бабушки Марии». Один из последних уголков старинной жизни – изба с усадьбой, где более ста лет жила крестьянская семья Парфёновых – коренных жителей села. Сельское подворье расположено в живописном месте, около урочища Клинок – в треугольнике глубокого и извилистого Клиновского лога, словно на полуострове. Особенно важно, что и сама изба, и многие экспонаты в ней – подлинные, включая вещи бабушки Марии и других хозяев хаты. Главная особенность Хвощеватки – неповторимый бытовой колорит крестьянской культуры. В жизненном обустройстве здесь ярко видятся и слышатся исконно русские обычаи и богатство русской души, мелодизм говора сельчан, их особая культура пения. Попадая в это особенное село, погружаешься в иной мир, где время течёт неспешно, а вся жизнь манит старинной простотой. Ловишь себя на мысли, что блага цивилизации здесь чужды, опасаешься нарушить деревенскую гармонию.
Ждёт нас в гости сыроварня «Михайлов двор». Она находится на территории храма Архангела Михаила в селе Новоживотинное. При храме работает воскресная школа с самыми разнообразными направлениями. Здесь занимаются лепкой, рисованием, керамикой, рукоделием, кулинарией, учат основам православной культуры, а три года назад начали варить сыры. Мы тоже попадём на производство, продегустируем и по желанию приобретём продукцию. В трапезной нас ждёт ещё и обед.
Завершением нашего духовного дня станет посещение Музея-усадьбы Д. В. Веневитинова. Это место, где можно погрузиться в атмосферу прошлого и узнать много интересного о жизни и творчестве поэта. Усадьба, принадлежавшая старинному дворянскому роду Веневитиновых, расположена на обрывистом берегу Дона, в селе Новоживотинном. Архитектурный комплекс музея-усадьбы включает в себя каменный двухэтажный особняк— памятник архитектуры федерального значения, парк с прудом и ротондой на смотровой площадке.
Отправление в 7:00, возвращение ≈ 19:00
СТОИМОСТЬ: 3100 ₽ – взрослые 2900 ₽ – дети до 16 лет
Включает: транспортное и экскурсионное обслуживание, посещение всех объектов по программе, обед в кафе и услуги сопровождающего от турфирмы.